Новости

29.08.2017

Голые алгоритмы: куда движется бизнес-образование после кризиса

Спрос на тренинги и курсы вернулся к уровню 2014 года, но форматы прежними уже не будут, считают опрошенные РБК-Нижний Новгород эксперты

Рынок бизнес-образования в Нижнем Новгороде находится в фазе активного посткризисного роста: по итогам первого полугодия отмечены как значительное увеличение спроса на тренинги и семинары, так и подорожание самих услуг. При этом соотношение обучающихся за бюджет компаний и за свой счет продолжает меняться в пользу последних. Запросы на образовательные услуги далеко не всегда поспевают за кардинально меняющимися форматами обучения, продиктованными реалиями рынков. Максимальная сжатость во времени и принятие за основу готовых решений сегодняшнего дня – теперь это стало базовым трендом и в MBA.

Назад в 2014-й

По данным портала Vsetreningi.ru, средняя стоимость тренинга во втором квартале 2017 года в Нижнем Новгороде составила 6 968 руб, в то время как годом ранее она составляла 3 827 руб. Всего за год расценки подскочили сразу на 45%, легко перепрыгнув докризисные времена (в четвертом квартале 2014 года средняя цена составляла 5 843 руб.).

При этом количество заявок на бизнес-обучение за тот же период выросло на 47,5%, состоявшихся мероприятий – на 37,8%, следует из данных специализированного портала. Тенденция в целом подтверждается и по данным за еще не завершившийся третий квартал текущего года.

Оживление спроса и предложения соответствует российской специфике, где активность отрасли традиционно находится в прямой зависимости от экономических условий. Запрос на повышение образовательного уровня означает, как минимум, адаптацию к сложившимся реалиям, как максимум – улучшение ожиданий. Реакция на кризис в западном бизнесе обычно противоположна российской: на Западе спады в экономике рассматриваются как вызов и наиболее актуальное время для повышения компетенций.

Трехлетний прыжок

Если по ценовым критериям и объемам образовательного рынка 2017 и 2014 годы вполне сопоставимы, то по форматам и методикам – вряд ли. За три года окончательно сложился тренд на перевод обучающих программ в интернет. В этом смысле нижегородский рынок бизнес-образования с его ростом интереса к вебинарам следует за столичным, а тот, в свою очередь, за европейским, где работодатели уже начали принимать дипломы, полученные по итогам онлайн-обучения.

Многие ведущие мировые университеты предлагают доступ к своим электронным библиотекам, записям лекций и курсов, напомнил РБК-Нижний Новгород управляющий партнер Московского центра оценки и развития FORTEM Владимир Беляев. По его словам, благодаря цифровым коммуникациям, теперь есть возможность пройти обучение у настоящих мастеров, в том числе именитых европейских профессоров, чем не брезгует и собеседник агентства.

"Я провожу много индивидуальных занятий с руководителями. Еще три года назад подавляющее большинство таких сессий проходили в очном формате. Сейчас не менее половины встреч провожу дистанционно, через Skype, Viber и другие каналы связи", – рассказывает господин Беляев. "Это удобно, так как в процессе обучения не нужно тратить время на дорогу, можно находиться в любой части страны или мира. При этом эффективность сессии для большинства за счет этого не снижается", – считает он

В том, что и образование приобретает формы алгоритмов, где удаленность от источника знаний вторична, видна логика общих изменений деловой среды, считает основатель бизнес-школы Green City Василий Козлов. Российские предприниматели слишком уж долго занимались клонированием, ничего не производили, выступая посредниками по доставке услуг и товаров, которых раньше на рынке не было. Сейчас покупательская способность ниже, спрос падает, пустеют торговые площади, магазины не выдерживают конкуренцию с электронной торговлей и передовыми коммуникациями с потребителем. Уход в цифровую экономику открывает массу ниш для бизнеса, и осваивать их прежними методами было бы странно, отмечает экономист.

"Новое поколение мобильный гаджет считает вообще единственным, что должно быть в кармане. Это электронные деньги, электронная связь, электронные знакомства, электронные покупки. Сейчас настолько качественные изменения в самой логике повседневной жизни, что, если предпринимательство это не уловит, ему придется по-настоящему несладко. Я вижу, что разрыв между прошлым опытом и сегодняшними возможностями настолько велик, что этому надо учить", – говорит Козлов.

Растем играючи

Наибольшей популярностью у заказчиков, согласно расчетам портала Vsetreningi.ru, пользуются занятия по повышению личной эффективности, тренинги для руководителей, а также обучение продажам и переговорам. В топ-5 востребованных направлений попали информационные технологии, логистика и снабжение. Менее всего интересны заказчикам выездные тренинги, отчетность и документооборот, реклама и маркетинг.

Представленные выше данные остаются в русле результатов исследования журнала "Деловой квартал", проведенного в 2015 году. Как отмечалось тогда, продажи не потеряли в цене. Более того, именно в кризис все бросились учить и учиться продавать. Сохранили популярность тренинги для руководителей, в основном по стратегии. Финансы и маркетинг, напротив, сдали позиции еще в начале десятых годов. То же самое, ввиду ограниченности тем и неочевидной практической пользы, произойдет и с полуразвлекательными мероприятиями со ставкой на "звезд", прогнозировали участники рынка. В то же время, мастер-классы и бизнес-тренинги известных маркетологов, финансистов и топ-менеджеров, вряд ли упадут в цене.

Эксперты отмечают повышение значимости дизайна обучающих материалов. Несколько лет назад слушателям курсов могло хватить и рукописей, вышедших из-под руки признанных гуру. Ныне в моде яркие образы, визуальная поддержка, слайды, максимальное мультимедийное насыщение. Хорошо продаются даже откровенно слабые программы с хорошим уровнем визуализации. Из той же области – тренд геймификации. Игровые компоненты повышают интерес и запоминаемость материала, но далеко не всегда уместны.

"Мы давно и успешно сотрудничаем с финской компанией Cesim – европейским лидером в разработке бизнес-симуляций для руководителей. Такая игра за два дня позволяет получить системные знания об экономике предприятия, финансовом менеджменте, принятии управленческих решений", – говорит Беляев из компании FORTEM. "Но на ряде выставок недавно приходилось видеть решения, больше похожие на настольные развлекательные игры. Обучающая игра должна позволять реализовать основную цель – упростить развитие компетенций, а не просто развлекать", – также отмечает эксперт.

Революция престижа

Передовые тенденции в образовательной отрасли лучше всего видны по тектоническим сдвигам в системе MBA: рассчитанные на двухлетний период обучения программы стремительно утрачивают популярность. Предприниматели больше не могут позволить себе учиться долго, в то время как гарвардская классика case studies с учетом нынешних темпов изменения деловой среды утратила свою актуальность. До определенного момента слушатель MBA мог применять прототипы, но кризис показал невозможность войти в одну реку дважды.

На смену старым форматам приходят короткие программы: они основаны на проектном подходе, обучающем консультировании, готовых алгоритмах и решениях в стиле "будущее уже наступило", уверен Василий Козлов. По его словам, первоочередное значение теперь имеет понимание среды бизнеса и скорости реагирования на происходящие в ней изменения.

"Где-то сейчас найдено решение, к которому понуждает вас изменившаяся среда. Если вы правильно строите свою образовательную программу, то находите лучшие практики и приглашаете людей, которые уже успешно их реализовали", – поясняет экономист. "У нас долгие годы в Швеции была программа "Развивай свой бизнес". Мы возили наших директоров, потому что там будущее опережало нас на 10-15 лет. И предприниматели видели, как в конкурентных условиях аналогичный бизнес нашел решения. Примерно такого типа программы востребованы и будут пользоваться спросом на рынке", – считает основатель Green City.

Тонкости мотивации

На выходе из кризиса работодатели вновь активно вкладываются в обучение персонала. Крупный бизнес сосредоточен на строительстве корпоративных университетов; небольшой, впрочем, предпочитает нанимать готовых специалистов. Устремления руководителей в образовательном компоненте зачастую ограничены задачами тимбилдинга, формирования корпоративной культуры и лояльности. Основной же запрос обучающихся за свой счет – рост и расширение компетенций. Как результат, их доля растет.

Это происходит не столько по причине понимания высокой ценности обучения, сколько в силу вынужденной готовности людей к смене сферы, объясняет тенденцию Василий Козлов. Что до интересов работодателя – он прекрасно понимает риск потерять вложения в ушедшего к конкуренту специалиста. "Человек сам должен быть мобильным, быть занятым и иметь доход, а для этого - быстро менять компетенции. И не за два года, а за короткие курсы онлайн. Какая уж тут лояльность", – поясняет он.

По наблюдениям Владимира Беляева, людей, для которых собственные и корпоративные цели находятся в балансе, все еще мало, и эту проблему понимает далеко не каждый работодатель, заказывающий тренинги. В то же время все чаще применяется софинансирование программ, где доля расходов персонала достигает 50%. При этом заказчики активно интересуются оценкой эффективности бизнес-обучения.

"Много запросов, когда результатом проведенного тренинга или воркшопа заказчик видит не просто обученных сотрудников, но и получение информации об уровне развития компетенций обучаемых. Это совмещенный формат: обучение плюс оценка", – рассказывает бизнес-тренер.

Благодаря такому совмещению и новым курсам в корпоративной системе повышения компетенций, в нижегородском офисе "Финам" за год полностью поменяли отдел продаж. По словам руководителя компании в Нижнем Новгороде Павла Корчагина, каждый сотрудник имеет "дорожную карту" с указанием обязательных этапов, конкретных шагов и достигаемых показателей. "У нас есть дистанционные курсы, разработанные московским офисом: курсы для начинающих сотрудников, курсы повышения квалификации, где идет разбивка на подкурсы, и есть развитая система дистанционного обучения и система фиксирования оценок", – рассказал Корчагин. По словам собеседника РБК-Нижний Новгород, корпоративные курсы проводятся компанией раз в две недели и на все регионы. Специалисты, нуждающийся в повышении уровня, могут воспользоваться системой в любой момент.

Источник