Новости

19.09.2018

Личное дело. Как разработать образовательную траекторию на всю жизнь

Любые предпринимательские школы и курсы надо стремиться вписывать в свою личную образовательную траекторию. Что в нее входит?

Пять лет назад российский бизнес массово не понимал, зачем ему учиться. Рынки росли, компании развивались, их владельцы не чувствовали потребности в новых знаниях и инструментах. Но экономическая ситуация ухудшилась, зон для роста и развития стало меньше, срок жизни бизнес-моделей сократился. Предприниматели задаются вопросами: что в этой ситуации можно сделать? где найти новых партнеров? как разобраться в том, что происходит вокруг? Так у бизнес-сообщества возникает естественный интерес к профильному образованию и, как следствие, — вопрос: как найти качественную образовательную программу?

На первый взгляд все просто. Выбор образовательных программ и инструментов определяется этапом цикла, на котором находится ваш бизнес: он растет, вышел на плато или падает. Образовательные программы для роста — те, что научат, как его не упустить. Если вышли на плато, нужны инструменты, позволяющие встряхнуть бизнес и выйти на новый уровень развития. При падении требуются курсы антикризисного управления или знания о том, как грамотно выходить из бизнеса. Поэтому, выбирая программу, надо интересоваться, какой именно она предлагает инструмент, чем конкретно он будет полезен в моей ситуации? Если руководство школы даст четкий ответ на такой вопрос, это будет одним из индикаторов качественного образования.

Но вопрос о выборе образовательной траектории намного сложнее. Ведь развитие бизнеса нельзя отделить от развития самого предпринимателя.

Личная стратегия

В самом общем смысле личная стратегия — это долгосрочный план развития себя. Для того, чтобы ее сформировать, нужно четко понять не только, что вы хотите сделать с бизнесом, но и что вы вообще хотите от жизни. Какая у вас цель-мечта? Вы хотите развиваться в этой стране, развивать этот рынок и эту индустрию? Хотите построить сетку интересных проектов? Хотите все продать и уехать жить около моря?

Личную стратегию придумать не так просто. Если вы сейчас сядете за стол, возьмете ручку с бумагой и попробуете что-то написать, у вас скорее всего ничего не получится. Во-первых, потому, что личную стратегию необходимо уметь отделять от планов по развитию компании. С бизнесом вообще опасно срастаться на сто процентов. В противном случае все, что с ним происходит, вы будете проецировать на себя. В бизнесе начнутся сложности — вы окажетесь в личностном кризисе, и тогда спасти бизнес будет еще тяжелее. Во-вторых, цели стратегии должны быть реальными и вести вас в конкретную конечную точку.

Формирование личной стратегии — еще один навык, умение, которому можно и нужно учиться. Так же как когда-то вам пришлось учиться разрабатывать бизнес-стратегии. И хорошая образовательная программа поможет в этом.

Предпринимательская идеология

Еще один момент, с которым нужно разобраться: для чего вы занимаетесь этим бизнесом? Только ли за тем, чтобы заработать денег? Ответ на этот вопрос и есть ваша предпринимательская идеология. Замечательно, если именно она будет лежать в основании бизнеса.

У настоящих предпринимателей деньги редко являются главной целью. Для них в основе всего лежит сам проект, его идея. Деньги при таком подходе — капитализация правильно разработанной бизнес-модели, показатель ее мощности.

В России сейчас явно прослеживается тренд на появление бизнеса, построенного на ценностных основаниях. Он часто вырастает из собственных потребностей основателей. Например, рождаются дети, и выясняется, что для них сложно найти качественные продукты. Люди начинают решать эту проблему, искать поставщиков — и спустя какое-то время открывают собственное дело. Основателям таких компаний важно не только получить прибыль, но и повысить качество жизни людей.

Личная «большая тема»

Полезно иметь в жизни что-то помимо бизнеса, что будет искренне вас интересовать. Балет, керлинг или нейролингвистика — не важно. Главное, чтобы эта тема постоянно разжигала в вас любопытство. В нем вы будете черпать дополнительную энергию, которую можете направить в работу.

Некоторые считают любопытство в вещах за пределами бизнеса бессмысленной роскошью, которой нельзя потакать. Мол, надо сфокусироваться. Это в корне неправильный подход. Концентрируя все силы, что у вас есть, на чем-то одном, вы теряете широту мышления. Увлечение спасает от этого, укрепляет связь с окружающим миром, расширяет горизонты. В конце концов именно на стыке бизнеса и хобби часто рождаются самые интересные проекты.

Ваша «большая тема» может не иметь никакого отношения к бизнес-обучению. Но она должна быть частью вашей образовательной траектории. Вы можете посещать лекции, читать книжки, брать онлайн-курсы. Не бойтесь тратить время на все это время. Оно окупится.

Большая тема и предпринимательская идеология — это части вашей личной стратегии. Но они имеют большое значение и при выборе места для образования. Там, где вы будете учиться (я не только про конкретную школу, но и про город (города), где проходит обучение), должны быть условия для того, чтобы подпитывать вашу идеологию, удовлетворять ваше любопытство. Это не блажь, это важная составляющая успеха и радости при обучении.

Нетворкинг

Нетворкинг входит в число жизненно необходимых для предпринимателя потребностей. Человек, развивающий бизнес и развивающийся сам, как гиппопотам вытаптывает свой круг общения. За несколько лет он неминуемо перерастет друзей и коллег. Они становятся почти родственниками: предприниматель продолжает их любить и уважать, но эти люди больше не помогают ему расти, с ними не поговоришь о том, что тебя по-настоящему волнует. Чтобы двигаться дальше, нужно менять окружение, искать тех, кто соответствует новым потребностям и увлечениям. Важно научиться понимать, что такой момент настал, и не бояться действовать.

Это совершенно нормально — идти учиться во взрослом возрасте ради нетворкинга. При выборе образовательной программы в обязательном порядке надо учитывать качество и особенности той коммуникативной среды, которую она формирует. Анализировать, подходит ли она вам и поможет ли в развитии. Важно смотреть, например, на состав обучающихся. Российскому предпринимателю старше 35 лет вряд ли будет интересно с европейскими сверстниками. Скорее всего они будут моложе его с точки зрения накопленного социального опыта. Учиться с американцами, с этой точки зрения, скорее всего будет интереснее. Но лежат ли ваши бизнес-интересы за океаном? Поможет ли вам в будущем этот нетворкинг? Все это надо тщательно взвешивать.

Забота о здоровье

Тело — ресурс. В какой-то степени он возобновляем, если уметь грамотно с ним работать. И этому навыку тоже должны учить. В каком-то смысле мы возвращаемся к тому, о чем говорили древние греки: ментальное тесно связано с физическим, обе эти сферы должны находиться в гармонии и развиваться в учебном процессе. Поэтому практики, связанные с поддержанием здоровья, становятся обязательной частью программ во многих бизнес-школах. Речь не о «физре», как в российских институтах. Речь о гораздо более продуманных и качественных курсах на выбор — они, кстати, дополнительно помогают удовлетворять любопытство и заниматься нетворкингом.

Современный бизнес-курс должен не просто быть частью вашей образовательной траектории, но и помогать формировать и корректировать ее. Если по итогам обучения вы получите дополнительный результат в виде сформулированной личной стратегии или персональной идеологии — замечательно. Так и должна работать любая современная образовательная институция. Ее сверхцель — не только дать инструменты и научить ими пользоваться, но и помочь осознать, зачем вам эти инструменты нужны, что вообще вы делаете в своей жизни.

Вместе с осознанием своих целей ко многим приходит и вдохновение. Это то, за чем многие идут на бизнес-курсы. И поэтому часто промахиваются, потому что следуют за обещанием «прокачать» и «зарядить». Эффект от подобных практик быстро проходит, и человек возвращаетесь в ту точку, в которой был до начала учебы. В правильно построенной модели обучения вдохновение приходит вместе с умением его воспроизводить и вместе с более глубоким пониманием себя и процессов в окружающем мире.

Источник: forbes.ru